- "Камень живой материал. Нужно научиться чувствовать его. Безупречное чувство камня позволяет художнику создавать выразительные, нежные, человечески теплые, глубоко философские работы." -
Биография
Выставки
Интервью
Биография
  • Родился в городе Закаменск, Республика Бурятия, 1947 г.
  • Занимался в Художественной студии города Закаменск, 1958-1964 г.
  • Учился в Иркутском училище искусств, 1964-1968 г.
  • Учился в Московском Высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское), 1970-1974 г.
  • Председатель правления Союза художников Бурятии, 1995-2001 г.
  • Заслуженный художник Бурятии, 1993 г.
  • Народный художник Бурятии, 1998 г.
  • Заслуженный художник России, 2007 г.
  • Лауреат премии министерства культуры Бурятии имени Ц. Сампилова
  • Диплом Союза художников России, 2001, 2012 г.
  • Лидер культуры Бурятии, 2009 г.
  • Благодарность Российской Академии Художеств, 2007 г.
  • Лауреат Государственной премии Бурятии, 2010 г.
  • Награжден Золотой медалью Союза Художников России, 2012 г.
  • Награжден Юбилейной медалью Российского Императорского Дома, 2014 г.
  • Награжден Золотой медалью Союза Художников России, 2016 г.
  • Награжден медалью "Шувалов" Российской академии художеств, 2016 г.
  • Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, 2019 г.
  • Почетный член Российской академии художеств, 2019 г.
Выставки
Участник региональных и российских выставок с 1969г.

Международные:
1985 --------- Франция, Париж;
1988,1997 - Монголия, Улан-Батор;
1994 --------- Китай, Харбин;
1999 --------- Групповая выставка, Сиэтл (США);
2000 --------- Россия, Улан-Удэ;
2002 --------- Республика Корея, Сеул;
2005 --------- Россия, Иркутск;
2008 --------- Москва, Манеж - II международный фестиваль искусств;
2009 --------- Москва, международная выставка мозаики;

Персональные:
2000 --------- Галерея "Rex My Gallery", Сиэтл(США) (совместно с сыном);
2001 --------- Галерея "Normad", Таос, штат Нью-Мексико (США);
2002 --------- Галерея "Miner Gallery", Порт-Таузенд, штат Вашингтон (США);
2005 --------- Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Улан-Удэ;
2005 --------- Краеведческий музей им. Г. Цыбикова, Агинск, Забайкальский край (АБАО);
2005 --------- Галерея "Классик" Союза художников, Иркутск;
2005 --------- Политехнический университет, Иркутск;
2005 --------- "Центральный Дом Художника", Москва;
2006 --------- ЦДХ-галерея"Les Oreades", Москва;
2006-2007 - отель "Марко Поло Пресня", Москва;
2007 --------- "Государственный музей Востока", Москва;
2007 --------- Российская Академия художеств, Москва;
2007 --------- Московский Дом национальностей, Москва;
2009 --------- Областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Иркутск;
2009 --------- Областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск;
2009 --------- Государственных художественный, Новосибирск;
2010 --------- Дом художника, Томск;
2010 --------- Городской музей, Гусиноозерск;
2010 --------- Областной художественный музей, Чита;
2011 --------- Галерея "Татьяна", Улан-Удэ;
2012 --------- Московский академический лицей РАХ, Москва;
2014 --------- Музей Сангхи России, Иволгинский дацан
2015 --------- "Государственная галерея искусств Монголии", Улан-Батор
2016 --------- "Саммит АСЕМ - 2016", Улан-Батор
2017 --------- Республиканский художественный музей им. Ц. Сампилова, Улан-Удэ


Выставки:
2000 --------- Выставка "Республика Корея - Бурятия", Улан-Удэ;
2000 --------- Всероссийская выставка "Имени твоему", Москва;
2001 --------- Всероссийская выставка монументального искусства, Челябинск;
2003 --------- IX региональная выставка "Дальний Восток", Хабаровск;
2005 --------- Международная выставка "Центр Земли", Иркутск;
2008 --------- Всероссийская выставка "Отечество", ЦДХ, Москва;
2008 --------- Москва, ЦДХ, Всероссийская выставка "Отечество";
2008 --------- "Москва - город мира", Москва, Государственный музей - "Бородинская панорама";
2008 --------- Москва, ЦДХ - "Гравитация";
2012 --------- Всероссийская выставка монументального искусства, Москва;
2016 --------- Международная выставка, галерея "UB", Улан-Батор;

Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее Востока (Москва), в Московском музее современного искусства, в музее-институте имени Н. Фешина (США, Таос), в фондах "Росизопропаганда", в Министерстве культуры России, в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева, в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, в Государственном художественном музее г. Новосибирск, в Областном художественном музее г. Чита, в Окружном краеведческом музее п. Агинск имени Г. Цыбикова, в галерее "Les Oreades" ЦДХ, Москва, в музее международной федерации шахмат "ФИДЕ" и частных коллекциях в России, США, Франции, Германии, Монголии, Республики Корея и др.

Интервью "Информ Полис"
Родился в городе Городок, который в 1959 году переименовали в Закаменск. Отец был известным краснодеревщиком, который делал ящики для перевозки золотого песка. КГБ в ту пору проверяло надежность его работы очень тщательно, при помощи иголочки.

Что повлияло на Ваш выбор профессии?
В далеком 1958 году я учился в 4 –ом классе, и моя мама, совершенно неграмотная женщина, попросила меня записаться в кружок рисования. Я пошел в местный Дом пионеров и записался в кружок…«умелые руки». Прошел месяц, прежде чем мама узнала, что вместо рисования я выпиливаю лобзиком. Тогда она сама пошла и добилась, чтобы меня перевели в кружок рисования. С 1958 по 1964 год я был кружковцем, и когда я поступил в Иркутское училище искусств, был хорошо подготовлен.

Что такое флорентийская мозаика?
То, чем я занимаюсь последние 20 лет – один из видов монументальной живописи, называемый флорентийской мозаикой. Я – художник монументалист. Флорентийская мозаика – самый роскошный и самый трудоемкий вид монументальной живописи. В прошлом картины , сделанные из мрамора , добытого близ Флоренции, считались сокровищем и хранились в банках.

Как Вы стали заниматься флорентийской мозаикой?
Я учился в Московском высшем художественно - промышленном училище, бывшем Строгановском на факультете монументального и декоративного искусства. Знания там давались разносторонние, оттого выпускники считались универсалами, способными не только рисовать, но и лепить, вырезать, делать что – то своими руками.
Начинал я в начале 90-х годов в надежде, что когда - нибудь флорентийская мозаика будет востребована и интересна зрителям.

Сегодня Юрий Мандаганов — единственный художник, представляющий флорентийскую мозаику на художественных выставках. Чем это обусловлено?
Сегодня мастеров, работающих в этой технике мало, так как работать с камнем не просто. Бывает, люди удивляются, что флорентийская мозаика возрождается где – то в Бурятии. В Москве есть виртуозы – ремесленники, занимающиеся изготовлением на заказ копий западно – европейских художников, украшений для каминов.
То, что мои работы относительно невелики по размеру объясняется стремлением сделать их более мобильными для транспортировки. В последние годы я очень активно выставлялся как столице, так и в других регионах России, чтобы продемонстрировать то, что можно сделать из бросового камня, добытого после извлечения , скажем, вольфрам – молибденовых руд в том же Закаменске.

Как Вы находите подходящую породу – материал для мозаики?
Это не просто. Я тесно сотрудничаю с геологами, нанимаю машину, привожу несколько тонн камней для того, чтобы, распилив их, решить, годятся ли они для работы.
Бывает, что геологи говорят: езжай, там эти камни повсюду, но я ездил, к примеру, в Ацагат 6 раз за нужными камнями и ничего не нашел, кроме небольших приключений, которые случились по дороге. Ацагат – святые земли, родина Агвана Доржиева. Хотя отправляясь в дорогу, я обязательно произвожу ритуал, поскольку у бурят никогда не было традиции работы с канем. Напротив, им с детских лет внушали, что камень нельзя не только ломать, но и двигать без надобности. Найдя нужный камень, я всегда благодарю – завязываю лоскуток или бросаю монету.

Как рождаются сюжеты Ваших мозаик?
Когда я приезжаю летом на родину в Закаменск, то, бродя вдоль реки вижу прекрасные камни, которыми так щедро одарила наш край природа. Самоцветы всех оттенков и цветов дают толчок рождению сюжета. Со временем начинаешь думать не красками, а камнями. Голова всегда работает над поиском сюжета. Бывает, что на нужную мысль наводят отголоски воспоминаний детства, фольклор или сказания.

Какую цель Вы ставите при создании мозаики?
Моя задача – создать из холодного камня произведение, несущее позитив и тепло зрителям. Если при этом нет смысловой нагрузки, то заниматься этим трудоемким ремеслом нет смысла.

Есть ли у Вас ученики?
У меня три ученика – Максим Цыренов, Очир Галсанов и Рома Номоконов. Моя сокровенная мечта создать бурятскую школу флорентийской мозаики. Сейчас у меня много параллельно развивающихся проектов. С возрастом руки и глаза становятся не те, и время очень уплотняется. Я не могу сказать, что я знаю все, мы учимся всю жизнь, но то, чем владею, я передаю им. Найти учеников сложно. Бывает, аккуратные и усердные приходят ученики, но не чувствуют камень, который бывает рыхлым, вязким, твердым, мягким – разным. Создатели собственно флорентийской мозаики использовали только мрамор разных оттенков, а мы – самую разную породу. Но мозаика должна быть совершенной.

Ваш труд над созданием мозаики в холле Театра Бурятской драмы вызывает восхищение. Чем стала для Вас работа над этим проектом?
Моя сокровенной мечтой было и есть желание больше работать в интерьере. И в этом смысле работа в театре стала для меня тем, к чему я всегда стремился. Я очень благодарен Тимуру Гомбожаповичу Цыбикову – нашему министру культуры за предоставленную возможность работать над интерьером Бурятского драматического театра. Я счастлив, что я завершил эту работу.

Что Вы считаете своим высшим достижением?
Просто достижением для меня то, что мои работы находятся в Третьяковской галерее и других ведущих музеях России и мира. Я провел много персональных выставок. В рамках празднования 350-летия республики Бурятия я два года гастролировал по городам Сибири. Мои мозаики собирают коллекционеры по всей России и за рубежом. В том, что я сам себе режиссер и продюсер я вижу плюсы и минусы: С одной стороны, коллекция картин – где-то 40 работ, весит полтонны и проблемы с ее транспортировкой я должен решать самостоятельно, с другой – я свободный человек.
Made on
Tilda