О флорентийской мозаике Ю. Мандаганова
Искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РБ Олег Пазников
Искусство регионов России олицетворяют имена художников, чей талант самобытно и ярко раскрылся в условиях своего времени, органично сочетая образную систему взглядов, свойственных общечеловеческой и национальной духовной культуре, а главное – наметил авторскую парадигму, определяющую перспективные пути развития изобразительного творчества.

Юрий Мандаганов сегодня является одним из признанных лидеров национальной и отечественной культуры, продуктивно внедряющих новационные принципы и актуальную стилистику в жанровую среду современного монументально-декоративного искусства. Флорентийская мозаика, избранная им в качестве объекта творческого самовыражения, обретает в исполнении бурятского художника индивидуально-типологические черты, отличные от известных творений мастеров отечественной и мировой классики.

Природа данного феномена складывается из ряда закономерных факторов, сыгравших формирующую роль в творческой судьбе Юрия Мандаганова. С детских лет окруженный горными красотами Восточных Саян, богатых месторождениями камней-самоцветов, он проникся интересом к художественной обработке этого материала, уникального по эстетическим качествам и диапазону декоративно-выразительных средств. Профессиональное становления Ю.Мандаганова во многом обязано талантливым педагогам, сумевшим вовремя открыть и развить неординарные способности юноши на разных этапах художественной подготовки: в Закаменской художествен-ной студии, Иркутском училище искусств, Московском Высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). В структуре личностных факторов, определяющих специфику формообразующей деятельности Юрия Мандаганова, изначальную роль играет особый тип мировосприятия, как результат совокупного натурфилософского, исторического, мифотворческого и эстетического опыта бурятского народа.
И, наконец, неповторимость мозаичных работ мастера обусловлена его творческим кредо: применять в цветовой палитре инкрустированных панно исключительно самоцветы, обладающие, по мнению Юрия Ендоновича необычайно притягательной силы красоты, благородством текстурно-колористической гаммы и вместе с тем, как утверждают ученые-минерологи, содержащие позитивный энергетический заряд, терапевтически действующий на зрителя.

Сегодня содержание и стилистика произведений флорентийской мозаики Юрия Мандаганова представляет собой синтез ориентальной культуры образного мышления, внутри присущая личности художника, и европейской школы художественного мастерства, усвоенной в результате академического образования. Образная картина мира, сформированная в авторском сознании под влиянием процессов культурной глобализации и воплощенной в сериях тематических работ, простираются от радужных впечатлений раннего детства с его праздниками, народными обрядами и играми до сложных концептуальных композиций, обнажающих проблемы современной цивилизации и философски интерпретирующих клас-сическое наследие прошлого. Отсюда дифференциация в выборе форм, изобразительного языка, принципов построения образов, которые весьма условно поддаются методологической классификации с общепринятыми критериями искусства. На стадиях генезиса и эволюции творчества Ю.Мандаганова в его композициях прослеживаются мотивы, присущие течениям конструктивизма, экспрессионизма, поп-арта, ассоциативно сближающие образную стилистику бурятского художника с направлениями авангардных поисках В.Кандинского, А.Родченко, Ф.Леже, П.Мондреана, Д.Поллока. Диалектически развивая традиции отечественной и мировой классики с учетом реалий XXI века, выдвигающих новые приоритеты на авансцену общественно-культурной жизни, Юрий Мандаганов создает прогрессивный тип образов, отвечающий духовно-интеллектуальным запросам современного зрителя. Адаптирование содержательной стороны творчества к особенностям флорентийской мозаики в исполнении бурятского художника ведет к перманентному совершенствованию техники данного вида монументально-декоративного искусства.

С достижением зрелых позиций в одном из наиболее сложных художественных жанров и выходом на концептуально иной путь развития, опровергающий творческие постулаты времени, Юрий Мандаганов заявляет всей мощью своего таланта о появлении в Бурятии новаторской школы флорентийской мозаики и ее узнаваемом национально-региональном своеобразии.
Made on
Tilda